Содержание
- Что такое фаркоп и для чего он нужен
- Особенности использования фаркопа
- Установка фаркопа
- Необходимые элементы установки
- Порядок действий установки тягово-сцепного устройства
- Электронное подключение фаркопа
- Схема подключения проводов к розетке
- Схема электромонтажа
- Виды розеток прицепа
- Особенности 7-контактной распиновки
- Функционал 13-контактной распиновки
Практически каждый второй автовладелец интересуется этим вопросом. Достаточно важно сделать все правильно, потому что вряд ли ошибочное подключение поворотов прицепа будет хорошим решением. Вы не хотите иметь проблемы с другими участниками дорожного движения или с дорожными службами безопасности движения.
Что такое фаркоп и для чего он нужен
Фаркоп – это тягово-сцепное устройство используемое для подсоединения прицепа к автомобилю, которым укомплектовывают внедорожники, кроссоверы и даже легковые автомобили.
Конструктивно эта деталь состоит из двух частей, изготавливаемых индивидуально для каждой марки модели автомобиля. Первая часть представляет собой поперечину (балку), которая крепится с помощью специальных отверстий и креплений к раме или кузову автомобиля. Соответственно, вторая часть – это фаркопный шар, который присоединяется к балке.
Особенности использования фаркопа
Установка фаркопа означает ряд необходимых буксировочных работ, то есть пользование прицепом. Что важно для автовладельцев с активным образом жизни. Когда есть необходимость транспортировки строительных материалов, объектов, которые не помещаются в багажное отделение машины. Или вы просто решили пожить кочевником, а почему бы и нет – лошадь железная, а палатку на прицепе разложить можно.
А если у вас есть дача и вам нужно туда перевезти тещу, а оттуда картошку, тогда точно покупайте прицеп, устанавливайте фаркоп и можно радоваться жизни.
Но не допускайте ошибки, чтобы использовать это тягово-сцепное устройство, как защитный элемент, потому что это совсем не так. Нельзя устанавливать этот буксировочный элемент, если не использовать прицеп. В случае возникновения ДТП из-за фаркопа разрушительные последствия будут больше, чем при обычном столкновении бамперов.
Установка фаркопа
Выберите деталь, изготовленную именно для вашей марки модели авто, иначе устройство может просто не подойти и его нужно будет поменять или переделывать (что не рекомендуется делать). Буксировочное устройство укомплектовано специальными креплениями для подключения к автомобилю и со всеми необходимыми отверстиями установки.
Необходимые элементы установки:
- яма или эстакада;
- собственно конструкция фаркопа;
- дрель и сверла для металла (не всегда пригодятся, но пусть будут под руками);
- набор гаечных ключей;
- отвертки;
- антикоррозионное средство обработки;
- пассатижи;
- паяльник;
- нож;
- изоляционная лента;
- термоусадочная трубка.
Порядок действий установки тягово-сцепного устройства
- Для начала нужно загнать автомобиль на смотровую яму.
- Следует отключить питание из электросети, для этого отсоединяется клемма минус из аккумулятора.
- Еще перед работой полностью освобождаем багажник от вещей и обивки.
- Далее снимите бампер, поскольку он будет мешать работе.
- Необходимую поперечную часть добавить к месту крепления и при необходимости произвести разметку.
- Если не предусмотрены отверстия для соединения, то их нужно сделать дрелью и обязательно обработать антикоррозионным средством.
- Дальнейшая работа обусловлена затяжкой сцепной запчасти, с помощью гаек болтов и соответствующего размера ключей.
- Еще необходимо сбалансировать нагрузку на раме автомобиля, чтобы обеспечить надежное крепление. Делаем несколько отверстий внутри багажного отделения и внизу, проводим обработку средством против коррозии. Далее прибавляем и закрепляем накладки для усиления и затягиваем все болты ключом.
Электронное подключение фаркопа
В большинстве своем производители укомплектовывают фаркопные конструкции полным комплектом электричества, однако иногда нужно все покупать самостоятельно. В набор электронного соединения входит:
- пластина крепления;
- специальная розетка 7-жильная или 13-жильная (только на иностранных автомобилях).
- комплект необходимых номеров;
- схема подключения к электрической сети авто.
Поскольку перед началом работы уже обесточена бортовая сеть, отключив клемму с аккумулятора, тогда можно приступать к непосредственной настройке электричества. Для этого необходимо подсоединить комплект проводов к штепсельной розетке имеющейся в комплекте и выполнить все согласно представленной схеме. Розетка закрепляется болтами на кронштейне и присоединяется к основной проводке.
Схема подключения проводов к розетке
За следующими шагами необходимо выполнить подключение сцепного средства к электронике авто.
- Необходимо воспользоваться специальным отверстием в днище багажника, что предназначено для подключения розетки фаркопа с проводами. Если же буксировочную конструкцию вы производили самостоятельно, то следует делать отверстия подключения самостоятельно, для удобной установки.
- После установки розетки необходимо протянуть провод к розетке через отверстие в багажнике.
- Важно не перепутать порядок подключения проводов, иначе нужно будет все переподключать, потому что не заработает. В случае возникновения разногласий по количеству проводов, приобретите специальный переходник.
Схема электромонтажа
- Процесс подсоединения должен быть очень точным, надежным и аккуратным. Провода нужно надрезать и зачистить в месте контакта, провести эту процедуру с двух сторон на 0.5 – 1 см от начала. Сторона, идущая в розетку зачищается на 1 - 1.5 см.
- Все зачищенные провода обслуживают и при необходимости изолируются термоусадкой.
- Концы припаивают так, чтобы проводник соединял срезанные края проволоки.
- Обязательно нужно проверить все соединения для предотвращения замыкания. Подключить аккумулятор к тестеру или лампочке убедиться в корректном соединении контактов гнезда. Просто подсоедините лампочку к соответствующим разъемам и включите поочередно повороты, тормоза, габариты и подсветку номеров.
- Для защиты проводов от замыкания или внешнего повреждения, соедините их изолентой, термоусадкой или, возможно, имеющимся в комплекте специальным устройством.
- Проволоки следует закрепить на стенках багажника, после чего можно закрывать обивкой.
- Напоследок производить контрольную проверку, присоединяя прицеп, работоспособность поворотных, ходовых огней и стоп-сигналов.
Виды розеток прицепа
Как известно, используются розетки двух типов, что соответственно отличается количеством контактов и необходимостью таких подключений.
Особенности 7-контактной распиновки
Это наиболее употребляемый вид, поскольку достаточно легок в подключении. Используется в основном в автомобилях отечественного производства и только для необходимых подсветок.
- Левый поворот.
- Питание положительным зарядом.
- Питание отрицательным зарядом.
- Правый поворот.
- Правый габарит и подсветка номеров.
- Тормозные сигналы (стоп).
- Левый габарит.
Функционал 13-контактной распиновки
Такие розетки используют в основном для американских машин, реже для европейских. Все из-за того, что довольно часто используют вместо обычного прицепа трейлеры, такие дома на колесах. Соответственно там и требуется больше контактов, для габаритов, противотуманного освещения, а еще подача электроэнергии на устройства внутри этого дома.
- Левый поворот и аварийная сигнализация.
- Противотуманная подсветка.
- Питание отрицательным зарядом.
- Правый поворот.
- Правый габарит и подсветка номеров.
- Тормозные сигналы (стоп).
- Левый габарит.
- Подсветка заднего хода.
- Питание положительным зарядом (при выключении зажигания).
- Питание положительным зарядом (при включении зажигания).
- Отрицательное питание заряда для 10 контакта на 35 А.
- Сигнальное подключение или свободный запасной контакт.
- Отрицательное питание заряда для 9 контакта на 35 А.